Публикацией данного материала, начинаю целую серию статей о
вреде вступления в ВТО для российской экономики. Только дураки учатся на
своих ошибках. Умные, те используют опыт других дураков.
Давайте не повторять чужие ошибки.
Итак – статья Николая Шумилова.
ВТО могильщик «Солидарности».
Недавняя история взаимоотношений Евросоюза и польской
кораблестроительной промышленности (в лице Гдыньской, Щецинская и
Гданьской судоверфи) весьма поучительна. Последняя вообще имеет для
«свободной» Европы символическое значение: именно здесь располагался
штаб движения «Солидарность», который под руководством электрика Леха
Валенсы являлся форпостом подрывной деятельности на территории польского
государства.
А произошло там буквально следующее. В разгар мирового финансового
кризиса польское правительство предоставляет государственную поддержку
своим крупнейшим промышленным предприятиям. Однако вдруг этим вопросом
заинтересовались европейские чиновники, которые, в лице Европейской
Комиссии, признали такую государственную поддержку нелегальной и
противоречащей принципу свободной конкуренции.
По «справедливому» мнению Европейской комиссии, эти средства не
направлены на долговременное выживание этих предприятий, а обеспечивают
им «нечестное» преимущество над своими европейскими конкурентами
(очевидно, это касается дважды банкрота – Гданьской верфи).
Еврокомиссар по конкурентной политике Нелли Кроэс уверена, что
решение Еврокомиссии гарантирует здоровую экономическую деятельность (!)
того, что будет на месте этих верфей. Вместе с тем, в Европе всем
очевидно, что за позицией Еврокомиссии стоят лоббисты, представляющие
интересы судостроителей Германии и Великобритании.
В результате принятого решения Комиссия обязала верфи вернуть деньги в
госбюджет, чего, очевидно, предбанкротное предприятие сделать не может.
Так же стоит уточнить, что судостроение является отраслью с длительным
производственным циклом (2-5 лет), из чего следует, что вернуть деньги
оно сможет только после постройки судна, а до времени их будет только
тратить.
Так вот, такое решение в отношении вышеуказанных судоверфей повлекло
необходимость продажи их имущества с целью возврата средств
господдержки. Гдыньская и Щецинская судоверфи уже ушли в историю. Их
имущество распродано, работники уволены (около 50 тыс. человек),
территория расчищена. Вместе с заводами встал вопрос дальнейшего
существования социальной и обучающей сферы.
Это Гданьская политехническая школа и Щецинская морская академия. Их
выпускники теперь своей стране не нужны. В качестве батраков их смогут
принять только в Норвегии.
В позиции европейского сателлита, у польских властей отсутствует
вменяемая позиция в отношении кораблестроительной отрасли. Какой-либо
программы, направленной на поддержку польского судостроения вообще нет,
поскольку это противоречит принципам свободного экономического
пространства.
Глава казначейства Польши Александр Град от лица польского
правительства выразил удовлетворение решением Еврокомиссии о распродаже
имущества верфей в Гдыне и Щецине. По его мнению, эти меры являют собой
компромисс, который хорош как для Польши, так и для верфей, и позволяет
Польше спокойно идти по пути приватизации. При этом правительства других
стран ЕС, таких как Германия или Финляндия, вопреки и под носом у
еврокомиссаров предпринимают шаги по поддержке своих судостроительных
предприятий.
«Помиловать, нельзя казнить» решили в Еврокомиссии только про
Гданьскую судоверфь. По решению Еврокомиссии, верфь получит субсидию с
условием продиктованной ей реструктуризации, предусматривающей
сокращение каждого пятого из оставшихся двух тысяч (при штате в 17
тысяч) сотрудников. В рамках этой реструктуризации верфь вынуждена будет
запустить новые производства на месте 2 из 3 существующих стапелей.
На одном из них будет производство башен для ветроэнергетики, на другом – производство стальных конструкций. Но не кораблей!
План реструктуризации «позволяет» верфи производить не более 6 судов в
год, при существующих мощностях – до 30. Вместе с тем, по мнению
профсоюзов, закрытие 2 из 3 стапелей не сможет обеспечить оставшихся
рабочими местами, и сделает предприятие нерентабельным и отсрочит гибель
последней польской судоверфи на год-два.
Выводы.
Всё вышесказанное является хорошей иллюстрация того, что «светит»
нашей стране при включении механизмов «свободной» конкуренции в их
современном понимании. В данном конкретном случае речь идет об утрате
порядка 80% реальных судостроительных мощностей, значительное
перепрофилирование с неясными перспективами для оставшихся сотрудников.
Старение работающих специалистов на верфи, плюс утрата молодых кадров на
фоне минимизации набора в ПТУ и падения уровня подготовки выпускаемых
специалистов.
И это всё судьба страны с рыночной экономикой и члена ЕС.
Польскому народу дорого обходится рыночный фундаментализм и вера в
светлое будущее в объединенной Европе. А англосаксы как всегда рулят и
не терпят наличия конкурентов в своем экономическом пространстве. В их
понимании Польша может быть только их огородом и отхожим местом.
Это наглядный пример для тех наивных людей, кто считает ВТО панацеей
для российской экономики. Пора задуматься о том, что «свободные рыночные
условия» обеспечивают свободные руки кому угодно, только не нам, а для
отечественной промышленности они несут гибель и экспансию со стороны.
Николай Шумилов Взято от сюда: http://nstarikov.ru/blog/6818
|