Дорогой коллега по искусству Солженицын!
Я, как американский артист, должен ответить на некоторые ваши
обвинения, публикуемые капиталистической прессой во всем мире. По моему
мнению, они являются ложными обвинениями, и народы мира должны знать,
почему они ложные.
Вы заклеймили Советский Союз как "глубоко больное общество, пораженное
ненавистью и несправедливостью". Вы говорите, что Советское
правительство "не могло бы жить без врагов, и вся атмосфера пропитана
ненавистью, и еще раз ненавистью, не останавливающейся даже перед
расовой ненавистью". Вы, должно быть, говорите о моей родине, а не о
своей! Ведь именно Америка, а не Советский Союз, ведет войны и создает
напряженную обстановку возможных войн с тем, чтобы давать возможность
своей экономике действовать, а нашим диктаторам, военно-промышленному
комплексу наживать еще больше богатства и власти на крови вьетнамского
народа, наших собственных американских солдат и всех свободолюбивых
народов мира! Больное общество у меня на родине, а не у вас, г-н
Солженицын!
Именно Америка, а не Советский Союз, превратилась в самое
насильственное общество, которое когда-либо знала история человечества.
Америка, где мафия имеет больше экономической власти, чем крупнейшие
корпорации, и где наши граждане не могут ходить ночью по улицам без
страха подвергнуться преступному нападению. Ведь именно в Соединенных
Штатах, а не в Советском Союзе свои же сограждане убили в период с 1900
года больше людей, чем число всех американских солдат, погибших в боях в
первой и второй мировых войнах, а также в Корее и во Вьетнаме! Именно
наше общество считает удобным убивать любого и каждого прогрессивного
лидера, который находит в себе мужество поднять голос против некоторых
наших несправедливостей. Вот что такое больное общество, г-н Солженицын!
Далее вы говорите о расовой ненависти! В Америке, а не в Советском
Союзе, на протяжении двух столетий остаются безнаказанными убийства
негров, которых держат в полурабстве. В Америке, а не в Советском Союзе,
полиция без разбору избивает и арестовывает любого и каждого негра,
пытающегося выступить в защиту своих прав.
Затем вы говорите, что "свобода слова, честная и полная свобода
слова - вот первое условие здоровья любого общества, и нашего также".
Попытайтесь распространить эти мысли среди страдающих народов,
вынужденных бороться за существование и жить вопреки своей воле под
гнетом диктаторских режимов, держащихся у власти лишь благодаря военной
помощи США.
Скажите о своих мыслях людям, чье "здоровье" заключается лишь в том,
что половина их детей умирает при рождении, так как у них нет денег на
врача, и они всю свою жизнь мучаются из-за отсутствия медицинского
обслуживания. Скажите об этом людям капиталистического мира, чье
"здоровье" состоит в том, что всю свою жизнь они проводят в постоянном
страхе перед безработицей. Скажите американским неграм, как много им
помогли на деле "здоровье" и "свобода слова" в процессе их справедливой
борьбы за равноправие с белыми, когда после двух столетий "свободы слова
по-американски" во многих районах США считают, что убить негра - это
все равно что поохотиться на медведя!
Скажите трудящимся капиталистического мира о ваших идеях по поводу
"свободы слова как первого условия здоровья", если из-за нехватки денег
их сыновья и дочери не смогут развить свои умственные способности в
школе, а поэтому никогда не сумеют даже научиться читать! Вы говорите о
свободе слова, тогда как бóльшая часть населения земного шара пока еще
говорит о возможности научиться читать слова!
Нет, г-н Солженицын, ваше определение свободы слова как первого
условия здоровья неверно. Первое условие заключается в том, чтобы
сделать страну достаточно здоровой морально, умственно, духовно и
физически, с тем чтобы ее граждане умели читать, писать, трудиться и
жить вместе в мире.
Нет, г-н Солженицын, я не принимаю вашего первого условия здоровья
общества и особенно в вашем определении и контексте. Моя страна,
известная своей "свободой слова", - это страна, где полиция нападает на
участников мирных походов. В моей стране разрешены мирные походы, и в то
же время продолжающаяся война губительно отражается на жизни
вьетнамского народа, ибо демонстрации, разумеется, нисколько не меняют
политику правительства. Неужели вы действительно думаете, что
военно-промышленный комплекс, правящий моей страной и пол миром, печется
о "свободе слова"?! Правители его сознают, что они, и только они,
обладают властью принимать решения. Воистину, свобода слова на словах,
но не на деле!
Вы заявляете также, что Советский Союз идет не в ногу с ХХ веком.
Если это и верно, то потому, что Советский Союз всегда идет на полшага
впереди ХХ века! Неужели вы предлагаете вашему народу отказаться от
своей роли вождя и авангарда всех прогрессивных народов мира и вернуться
к бесчеловечным и жестоким условиям, существующим в остальной части
земного шара, где несправедливость воистину изобилует в атмосфере чуть
ли не феодальных условий многих стран? Г-н Солженицын, в статье далее
сказано, что вы - "многострадальный писатель из Советского Союза".
По-видимому, это означает, что вы много страдаете из-за отсутствия
моральных и общественных принципов и что ваша совесть мучает вас в тихие
ночные часы, когда вы остаетесь наедине с собой.
Верно, что в Советском Союзе есть свои несправедливости и
недостатки, но ведь все в мире относительно. В принципе и на деле ваше
общество стремится к созданию подлинно здорового и справедливого
общества. Принципы, на которых построено ваше общество - здоровы, чисты и
справедливы, в то время как принципы, на которых построено наше
общество, жестоки, корыстны и несправедливы. Очевидно, в жизни могут
быть ошибки и некоторые несправедливости, однако несомненно, что
общество, построенное на справедливых началах, имеет больше перспектив
прийти к справедливому обществу, нежели то общество, которое строится на
несправедливости и эксплуатации человека человеком. Общество и
правительство моей страны отстали от времени, потому что их единственная
цель заключается в стремлении сохранить во всем мире статус-кво. Именно
ваша страна стремится делать прогрессивные шаги во имя человечества, и
если в чем-то она несовершенна и порою спотыкается, то мы не должны
осуждать за эти недостатки всю систему, а должны приветствовать ее за
мужество и стремление прокладывать новые пути.
Искренне ваш, Дин Рид
Огонек № 5 (2274), 1971 г.
Литературная газета № 5, 1971 г.
|