Сравнительная история зверств Запада и России На
протяжении почти всей истории человеческая жизнь стоила в Западной
Европе ничтожно мало. Сегодня без погружения в специальные исследования
даже трудно представить себе западноевропейскую традицию жестокосердия
во всей её мрачности. Английская «королева-девственница» Елизавета
I отрубила голову не только Марии Стюарт, она казнила ещё 89 тысяч
своих подданных. В отличие от своего современника Ивана Грозного,
называвшего её «пошлой девицей», Елизавета (чья мать, Анна Болейн,
кстати, тоже была обезглавлена) не каялась в содеянном ни прилюдно, ни
келейно, убиенных в «Синодики» не записывала, денег на вечное
поминовение в монастыри не посылала. Европейские монархи таких привычек
вообще сроду не имели.
Будете
в Лондоне — купите билет на обзорную экскурсию по центру города в
открытом двухэтажном автобусе. Там есть наушники, можно слушать
объяснения на разных языках, включая русский. У Гайд-парка вы услышите,
что там, где ныне «уголок оратора», находилось место казней. Казни были
основным общественным развлечением лондонцев в течение многих веков. Главная
виселица представляла собой хитроумную поворотную конструкцию: там, на
разновысоких балках, были 23 петли, так что она, возможно, что-то
напоминала англичанам — то ли ёлку с украшениями, то ли что-то ещё. У
неё было и более нейтральное имя — «машина Деррика», по фамилии самого
заслуженного из здешних палачей, бытовала даже поговорка «надёжный, как
машина Деррика». Там,
где нынче Паддингтонский вокзал, стояла ещё одна знатная виселица,
устроенная, в отличие от предыдущей, без всяких затей: три столба, три
перекладины, по восемь петель на перекладине, так что можно было разом
повесить 24 человека — на одного больше, чем «у Деррика». Историк
Лондона Питер Акройд перечисляет ещё с дюжину известных мест казней,
добавляя, что нередко виселицы стояли просто на безымянных перекрёстках.
И работали они без простоев, недогрузки не было. В толпе зрителей время
от времени случалась давка, число затоптанных насмерть однажды (в
начале XIX века) достигло двадцати восьми. Охота за зубами
Жестокость как стихийное бедствие
Московское
издательство Ad Marginem выпустило в 1999 году перевод работы Мишеля
Фуко «Надзирать и наказывать» (кстати, на обложке — очередное сдирание
кожи), содержащей немало цитат из предписаний по процедурам казней и
публичных пыток в разных европейских странах вплоть до середины прошлого
века. Европейские затейники употребили немало фантазии, чтобы сделать
казни не только предельно долгими и мучительными, но и зрелищными — одна
из глав в книге Фуко озаглавлена «Блеск казни». Чтение не для
впечатлительных. Жестокость
порождалась постоянными опустошительными войнами западноевропейских
держав уже после Средних веков (которые были ещё безжалостнее).
Тридцатилетняя война в XVII веке унесла половину населения Германии и то
ли 60, то ли 80 процентов — историки спорят — населения её южной части.
Папа Римский даже временно разрешил многожёнство, дабы восстановить
народное поголовье. Усмирение Кромвелем Ирландии стоило ей 5/6
населения. От этого удара Ирландия не оправилась уже никогда. Что
касается России, она на своей территории почти семь веков, между Батыем и
Лениным, подобных кровопусканий не знала и с такой необузданной
свирепостью нравов знакома не была. Сожалею,
но придётся сказать неприятную вещь: история западной цивилизации не
настраивает на громадный оптимизм — настолько кровопролитной и зверской
была её практика. И не только в далёком прошлом — в недавнем ХХ веке
тоже. По размаху кровопусканий и зверств ХХ век превзошёл любое прошлое.
По большому счёту, нет гарантий, что эта цивилизация не вернётся к
привычной для себя практике. Это гораздо, гораздо более серьёзный
вопрос, чем привыкли думать наши западолюбивые земляки. Зная то, что мы
знаем о западной цивилизации (частью которой был Гитлер), трудно не
констатировать: её самолюбование выглядит достаточно странным. Звучит
неожиданно? Тогда процитирую одного из виднейших историков
современности, оксфордского профессора Нормана Дэвиса: «Всякий
согласится, что преступления Запада в ХХ веке подорвали моральное
основание его претензий, включая и прошлые его претензии». * * * * * * * По
подсчётам историка Р. Г. Скрынникова, знатока эпохи Ивана Грозного, при
этом царе было безвинно казнено и убито от 3 до 4 тысяч человек.
Скрынников настаивает, что мы имеем дело не с чем иным, как массовым
террором, особенно по отношению к новгородцам, и с ним трудно не
согласиться, хотя Иван Грозный — кроткое дитя рядом с Людовиком XI по прозвищу Паук, Ричардом III (которого Шекспир охарактеризовал как «самое мерзкое чудовище тирании»),
Генрихом VIII, Филиппом II, Яковом I Стюартом, герцогом Альбой, Чезаре
Борджиа, Екатериной Медичи, Карлом Злым (без номера), Карлом V (сыном
Хуаны Безумной), Карлом IX (устроившим Варфоломеевскую ночь), Марией
Кровавой, лордом-протектором Кромвелем и массой других симпатичных
европейских персонажей... Но
продолжу примеры. Крестоносцы в ходе альбигойских войн вырезали больше
половины населения Южной Франции. Усмиритель Пруссии, великий магистр
ордена крестоносцев Конрад Валленрод, разгневавшись на курляндского
епископа, приказал отрубить правые руки всем крестьянам его епископства.
И это было исполнено! 16 февраля 1568 года (время разгара опричнины
Ивана Грозного) cвятая инквизиция осудила на смерть всех (!) жителей
Нидерландов как еретиков, а испанский король Филипп II приказал привести
этот приговор в исполнение. Это не вполне удалось, но королевская армия
сделала, что смогла. Только в Харлеме было убито 20 тысяч человек, а
всего в Нидерландах — 100 тысяч. То,
что сегодняшняя политкорректность воспринимает с ужасом, всего век с
небольшим назад никого особенно не отвращало. Ещё один классик
английской «истории для читателей» Джон Ричард Грин в 1874 году спокойно
цитировал отчёт Кромвеля о проделанной работе в Ирландии: «Я приказал
своим солдатам убивать их всех... В самой церкви было перебито около
тысячи человек. Я полагаю, что всем монахам, кроме двух, были разбиты
головы...».
1
августа 1793г. революционный французский Конвент издал декрет с
предписанием «уничтожить Вандею». В начале 1794г. армия взялась за дело.
«Вандея должна стать национальным кладбищем», — провозгласил храбрый
генерал Тюрро, возглавивший «адские колонны» карателей. Расправа
длилась 18 месяцев. Расстрелов и гильотин (из Парижа доставили даже
детские гильотины) для исполнения указа оказалось недостаточно.
Уничтожение людей происходило, по мнению революционеров, недостаточно
быстро. Решили: топить. Город Нант, как пишет Норман Дэвис, был
«атлантическим портом работорговли, в связи с чем здесь под рукой имелся
целый флот огромных плавучих тюрем». Но даже этот флот быстро иссяк бы.
Поэтому придумали выводить гружённую людьми баржу на надёжной канатной
привязи в устье Луары, топить её, потом снова вытаскивать канатами на
берег и слегка просушивать перед новым употреблением. Получилось, пишет
Дэвис, «замечательное многоразовое устройство для казни». Просто
умерщвлять людей революционным затейникам было мало. Они находили
удовольствие в том, чтобы до погрузки на баржи срывать с них одежду и
связывать попарно. Беременных женщин обнажёнными связывали лицом к лицу
со стариками, мальчиков со старухами, священников с девушками, это
называлось «республиканскими свадьбами». Чтобы
спрятавшиеся в лесах не выжили, а умерли от голода, был вырезан скот,
сожжены посевы и дома. Якобинский генерал Вестерман воодушевлённо писал в
Париж: «Граждане республиканцы, Вандея более не существует!
Благодаря нашей свободной сабле она умерла вместе со своими бабами и их
отродьем. Используя данные мне права, я растоптал детей конями, вырезал
женщин. Я не пожалел ни одного заключённого. Я уничтожил всех». Обезлюдели целые департаменты, было истреблено, по разным подсчётам, от 400 тысяч до миллиона человек. Как ни печально, национальную совесть Франции Вандея, судя по всему, не мучает. В
России до появления большевиков ничего похожего на вандейскую гекатомбу
не случалось. А потом случилось: на Дону, в Тамбовской губернии, в
других местах. Как и всякая империя в период своего строительства,
Россия тяжко прошлась по судьбам ряда малых народов — сибирских и
северокавказских, — там было не до прав и свобод человека в современном
их понимании. Одно можно утверждать с уверенностью: геноцидов в полном смысле слова на совести России нет.
Всё познаётся в сравнении. Американский историк Дэвид Стэннард в своей
книге «Американский холокост: завоевание Нового Света» показал, что
освоение Америки сопровождалось самой страшной этнической чисткой в
истории человечества: за 400 лет пришельцы из Старого Света физически
уничтожили около ста миллионов (!) коренных жителей. На Пятом континенте
англичане истребили большинство австралийских аборигенов и всех (!)
тасманийцев. Америка
и Австралия были далеко, но когда русским властям становилось известно,
что злодеяния творятся вблизи границ империи, они порой шли на прямое
вмешательство. «Уманская резня» в июне 1768 года, во время так
называемой «Колиивщины», унесла жизни 20 тысяч евреев. Многие тысячи
евреев погибли, помимо Умани, также в Лысянке, Каневе, Черкассах,
Жлобине, Корсуни, Фастове, Белой Церкви и особенно в Балте. Хотя всё это
происходило на «суверенной польской территории», вести о размахе
зверств побудили русские власти послать против гайдамаков корпус
генерала Кречетникова, который разбил их в несколько дней и, возможно,
спас евреев Правобережья Днепра от полного истребления. Ещё в 1819 году в Англии оставалось 225 преступлений и проступков, каравшихся виселицей. Когда врач английского посольства в Петербурге писал в своём дневнике в 1826 г., насколько он поражён тем, что по следам восстания декабристов в России казнено всего пятеро преступников,
он наглядно отразил понятия своих соотечественников о соразмерности
преступления и кары. У нас, добавил он, по делу о военном мятеже такого
размаха было бы казнено, вероятно, тысячи три человек. Так
смотрели на вещи повсюду в Европе. В Дании в 1800 году был принят
закон, предусматривавший смертную казнь для всякого, кто «хотя бы
советовал» отменить неограниченную форму правления. И вечную каторгу
тому, кто осмелился порицать действия правительства. А теперь возьмём «Русскую правду», она вообще не предусматривает смертную казнь!
Из «Повести временных лет» мы знаем, что Владимир Святославич пытался в
996 г. ввести смертную казнь для разбойников. Сделал он это по совету
византийских епископов, но вскоре был вынужден отказаться от
несвойственных Руси жестоких наказаний. Впервые
понятие смертной казни появляется в России на пороге XV века в Уставной
Двинской грамоте (за третью кражу) и в Псковской судной грамоте (за
измену, кражу из церкви, поджог, конокрадство и троекратную кражу в
посаде). Уложение
1649 года предусматривает смертную казнь уже в 63 случаях — много, но
всё ещё бесконечно меньше, чем в Европе. Долгая поездка по Западной
Европе в 1697-98гг. произвела на внимательного и пытливого Петра Первого
большое впечатление. Среди прочего он решил, что материальный прогресс
посещённых им стран как-то связан с жестокостью тамошних законов и
нравов, и сделал соответствующие выводы. Совсем не случайность, что
самая жестокая и массовая акция его царствования, казнь 201 мятежного
стрельца 30 сентября 1698 года в Москве, произошла сразу после
возвращения молодого царя из его 17-месячной европейской поездки. Однако
бороться с устоявшейся системой ценностей — дело чрезвычайно трудное.
По числу казней Россия даже при Петре и отдалённо не приблизилась к
странам, служивших ему идеалом, а после его смерти этот вид наказания
резко пошёл на убыль. Середина XVIII века отмечена фактической отменой
смертной казни. В 1764 году оказалось, что некому исполнить приговор в
отношении Василия Мировича. За двадцать лет без казней профессия палача
попросту исчезла. В 1907 году в Москве вышел коллективный труд
«Против смертной казни». Среди его авторов были Лев Толстой, Бердяев,
Розанов, Набоков-старший, Томаш Масарик и другие известные писатели,
правоведы и историки. Клеймя жестокость царской власти, они приводят
полный, точный и поимённый список казнённых в России в течение 81 года
между восстанием декабристов и 1906 годом. За это время было казнено
2445 человек, то есть совершалось 30 казней в год. На эту цифру,
правда, повлияли два польских восстания 1830 и 1863гг. и начало
революции 1905-1907гг. Если же брать мирное время, получится 19 казней в
год. На всю огромную Россию! О чём говорит эта цифра с учётом того, что
в течение всего этого периода смертная казнь за умышленное убийство
применялась неукоснительно? Она говорит о том, что сами убийства
случались крайне редко. (Кстати, в очень буйных народах тогда числились
финны, они чаще кавказцев пускали в ход свои знаменитые «финки».) Ещё
две иллюстрации к вопросу об отношении к человеческой жизни. В уставе
русской армии, авторство которого принадлежит Петру I, предписана помощь
раненым во время боя. В прусском уставе помощь раненым была
предусмотрена лишь после боя. Французские и английский уставы того
времени помощь раненым не предусматривали вообще. Более
ранний пример. Обязательной частью государственной политики Руси-России
был выкуп своих пленных. Вот что гласит глава «О искуплении пленных»
Стоглавого Собора 1551 года: «В ордах и в Цареграде и в Крыму... всех
плененых окупати из царевы казны». Послы располагали целевыми деньгами
на оплату выкупа, которые им потом возмещала казна. Но это ещё не всё.
Богатые левантийские торговцы и дипломаты иногда прибывали в Россию с
целыми свитами, в составе которых могли быть пленные христиане. Вывезти
их обратно русские власти не позволяли ни под каким видом: «А которых
православных хрестьян плененых приводят, окупив греки и туркчане, армени
или иные гости, да быв на Москве, восхотят их с собою опять повести,
ино их не давати, и за то крепко стояти; да их окупати из царевы же
казны». А
вот пример совершенно другого отношения к своим. Это польский пример,
но Польша всегда страстно хотела быть и слыть Европой, Европой, Европой.
Осенью 1653 года польский король Ян Казимир рвался разобраться с
Богданом Хмельницким, хотя последний временно имел сильного союзника в
лице крымского хана. Когда поляки, казаки и крымцы сошлись на берегу
Днестра у местечка Жванец, оказалось, что крымский хан уже не союзник
Хмельницкому: поляки загодя сумели склонить хана к сепаратному миру. Но
на каких условиях! Хан порывает с Хмельницким — и в награду может на
обратном пути грабить всё, что ему вздумается, уводить с собой сколько
угодно пленников. В землях польской короны! До конца года крымцы
невозбранно грабили шляхетские дома («по самый Люблин») и увели в плен
множество шляхты обоего пола — это было им гораздо выгоднее, чем грабить
бедных малороссийских «хлопов». Многие
немецкие князья торговали своими подданными, поставляя пушечное мясо за
границу. Король Саксонии Фредерик Август I (1670-1733), более известный
как Август Сильный, очень любил фарфор и был счастлив выменять у
французского короля 150 фарфоровых предметов (так называемый «кабинет»)
всего-то за два полка своей пехоты. Этот пример любят приводить в
доказательство того, как высоко ценился в начале XVIII века фарфор, но
почему-то никогда не приводят, чтобы показать, насколько низко ценилась в
Европе того времени человеческая жизнь. Согласно
Брокгаузу и Ефрону (т. 16, с. 580), ландграф Гессен-Кассельский Фридрих
«впал в долги, для покрытия которых продал Англии 17 тысяч человек
своего войска для войны с американскими колониями за 21 млн. талеров».
Точнее, он продал просто всё своё войско, больше ему было не наскрести:
население ландграфства уменьшилось от этой продажи на 8%. Подобную же
торговлю вели герцог Брауншвейгский, ландграфы Вальдеки, Ганау, Аншпах,
другие мелкие немецкие монархи. Немецкие солдаты из владений
западнонемецких княжеств покупались систематически также французским
правительством. В большом количестве немецких солдат закупала английская
Ост-Индская компания, используя их при завоевании Индии. Почти
за полтора века до этого, наоборот, англичане предлагали своё пушечное
мясо. В июне 1646 года лорд Страффорд и член парламента Флеминг говорили
русскому посланнику в Лондоне Герасиму Дохтурову: «Если царскому
величеству нужны будут служилые люди, то у парламента для царского
величества сколько угодно тысяч солдат готово будет тотчас».
http://pro-vozvestnik.livejournal.com/31535.html
|