Четверг, 02.05.2024, 00:10
Антилиберальный сайт
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2010 » Октябрь » 8 » Волос-Велес-Медведь. Хозяин северного леса.
13:08
Волос-Велес-Медведь. Хозяин северного леса.


Не для кого не секрет, что самым почитаемым животным на Cевере Руси является медведь, или как его ёще называют, Хозяин. Давно известно, что корни этого почитания, несомненно, уходят в глубины истории. У славян и других индоевропейцев, с медведем связан самый настоящий культ. Это подтверждается повсеместным запретом на произнесение его имени.

«У славян до сих пор название этого зверя осталось в древней, иносказательной форме: Мёд-ведь, Вед-мідь – мёд ведающий» - считает Б.Рыбаков, а исконно запретная форма была, очевидно, близка к североевропейской BER, вспомним, что у нас зимнее жилище медведя повсеместно называется «берлогой», то есть логовом бера. В.Даль приводит ещё несколько наименований русского медведя: ведмедь, мечк, бирюк, лесник, ломака, ломыга, костоправ, куцый, косматый, космач, мохнач, мишук. Есть сведения, что в некоторых местах БелаРуси-Литвы и Северной Руси медведя называли «комом».



Многочисленные этнографические данные свидетельствуют о том, что далёкие предки наши верили в своё происхождение от медведя, отчего и называли его ласково «отцом», «дедушкой», «родным», «стариком», «батюшкой». Особенно чётко прародительская символика прослеживается в сюжетах русьских сказок.

Не секрет, что христианские идеологи вели непримиримую борьбу против медвежьего почитания, который органически слился с почитанием «волохатого» и не менее почитаемого в народе Волоса-Велеса. Именно в ходе этой борьбы, христианами были привиты медведю демонические черты. Так, например, возникли поверья, что "медведь знается с нечистой силой", что "лешему он брат родной", что "демоны являются человеку в образе медведя". В нашей же арийской традиции медведь всегда выступал в качестве противника всякой нечисти: при виде его чёрт обращался в бегство, а водяные оставляли облюбованные ими места. Для того, что бы скот плодился, в хлеву русьские крестьяне вешали череп и когти медведя, в ночь на Купалу, они ходили с медвежьей головой между скотом и закапывали её посреди двора. Подмосковные крестьяне еще в 20 веке вывешивали во дворах для охраны скота медвежью лапу, которую они называли «скотьим богом».



Почитаемый и в настоящее время "Медведь-камень" на реке Сухона. Вологда.

Все знают, что на Руси «скотьим богом» называли Велеса. Б.Рыбаков справедливо полагает, что почитание Велеса органически вырос из культа медведя. Любопытно, что особое значение имеет то, что название языческих жрецов – волхвы – также напрямую связано как с медведем, так и с Велесом. При совершении ритуалов волхвы облачались в медвежью шкуру, т.е. становились «волохатыми». В качестве обрядовой одежды медвежья шкура дожила до конца 19 века, а в изменённом виде до середины 20 го.



Ярославль. Место на котором стоял средневековый град. Вид с Волги.

Первые сведения о связи Велеса с почитанием медведя пришли из Ярославля, герб которого до сих пор украшает «хозяин». Напомним некоторые моменты из сказания о постройке града Ярославля: «…И се бысть селище, рекоша Медвежий угол, в нём же насельницы человецы, поганыя веры – языцы, злы суще… Идол, ему же кланяетеся сии, бысть Волос, серечь скотий бог. И сей Волос, в нём же бес живя, яко и страхи мнози твори, стояше осреди логовины, называемой Волосовой… Сему многоказненному идолу и кереметь створена бысть и волхв дан, а сей неугасимый огнь Волосу держа и жертвенная ему кури… И вельми почтен бысть сей волхв у языцев».



Слева на право - гербы городов - Ярославля и Великого Новгорода.

Задумав окрестить обитателей Медвежьего угла, «благоверный» князь Ярослав прибыл туда в сопровождении воинов и попов. Однако «егда входи в сие селище, людии сего испустити от клети некоего люта зверя и псов, да растешут унязя и сущих с ним. Но Господь сохрани князя, сей сокирую своею победи зверя…» Ни лицо черный пиар попов. Попы поработали на славу, выставив язычников разбойниками, а князя благородным просветителем. Подобный черный пиар, присутствует почти во всех русьских летописях, рассказывающих о крещении . Христианских попов ни где не встречали хлебом-солью, а норовили насадить на вилы. Иудео-христианской вере приходилось пробиваться огнём и мечом как и в Новгороде.

В продолжение темы можно привести ещё пару любопытных отрывков из «Сказания о построении града Ярославля»: «Но егда же и построени град Ярославль, насельницы Медвежьего угла не приобщашеся к граду, живяше особь и кланяшеся Волосу… Но, по некоем времени, егда восприя сии человецы христианску веру, ненавистный всякого добра дьявол, не хотя зрети веры сия в людех, чини им снози страхования на месте, идеже некогда стояше Волос: ту и сопели и гусли и пение многажды раздавашеся и плясание некое видимо бываше; скотии же, егда на месте сем хождаху, необычно худобое и недугу предавашеся…»

В конце концов на месте капища Волоса был построен деревянный храм во имя… разумеется Власия Севастийского. Приведённые цитаты красноречиво свидетельствуют о том, каким огромным почтением пользовался у многих жителей языческих бог Волос.



Волос-Медведь. Идол из Переславля Залесского.

Не смотря на не прекращавшиеся века преследования попов, следы архаичного медвежьего культа легко прослеживаются в обрядовых играх до середины 20-го века. Здесь мы встречаемся не только с пережитками почитания Скотьего бога, но и с отголоском ещё более древнего представления о родстве человека с медведем, выражающимися в откровенно эротической направленности некоторых игр.

В действиях ряженого «медведя» эротические мотивы явно преобладают: «пляшет, пугает присутствующих и, главным образом, охотится за девушками». «Медведь ползёт, девушку берет за ногу. Не отдашься так хуже будет… А то просто подкатывается к ногам девушек и хватает им под подол»- подобные описания не только многочисленны, но и типичны для данной обрядовой ситуации.

Сам обряд ряженья возник из культа медведя в глубокой древности, в те времена белые охотники надевали на себя шкуру медведя во время охоты, колдуны-волхвы облачались в медвежью шкуру во время магических ритуалов. Со временем шкуру животного заменил вывернутый на изнанку тулуп. Часто «медведь» войдя в избу пел не приличные частушки и нередко демонстрировал свою сексуальную мощь. Происходило это, как правило, по требованию участников игрища: «Мишенька постой, постой, покажи ка х*й толстОй». Эти мотивы были составной частью ритуала, смыслом которого был символический брак с Предком в обличии медведя…

На Русьском Севере девушки на Святки водили вокруг «медведя» хоровод и после каждой исполненной песни хором скандировали: «Дед-медведь! Дед-медведь! Дед-медведь!». Во многих местах  участники свадебного обряда назывались «медведем» и «медведицей»

Медведь повсеместно считался символом здоровья и силы, что нашло своё отражение в целебной магии: шерстью его окуривали больных лихорадкой, сквозь челюсть его протаскивали захворавшего ребёнка. Салом медведя лечили боли в костях. Когти и шерсть носили как амулет от порчи и сглаза. 



Сцена охоты на медведя. Русьский лубок 18-го века.

Особое значение придавалось крови медведя: охотник, застреливший его, протирал его кровью ружьё, что бы оно не давало осечек. Обагрённая кровью убитого медведя рогатина использовалась в качестве оберега при первом выгоне скота в поле

С медведем связан целый ряд календарных примет и поверий: считалось, что на Воздвиженье-Таусень/Родогощ (14-27 сентября) он залегает в берлогу, на Спиридона Солнцеворота – Коляду (12-25 декабря) поворачивается на другой бок, а на Благовещенье – Масленицу (25 марта-7 апреля) встаёт. Считалось так же, что на Сретение – Велесов День (2-15 февраля) медведь выходит из берлоги, чтобы взглянуть на "молодое” солнце.

Связан образ медведя и с богатством. Так Русьском Севере родители жениха встречали молодых в вывороченных наизнанку шубах. Молодая спрашивала: "батюшко и матушка, отчего вы мохнаты?”. Те отвечали: "оттого мохнаты, что бы вы жили богато”. С той же целью молодых после свадебного обряда сажали на разложенную в Красном углу шубу.



Охотничий деревянный идол Волоса-медведя. Тарнога. Вологда 17 век.

Как видим несмотря на борьбу ревнителей ближневосточной веры с культом Волоса в образе медведя, его демонизации, он был почитаем и любим русичами. Как то, во время экспедиции 1998-99 годов Михаилу Сурову, известному вологодскому собирателю и купцу, улыбнулась удача: в лесу, в 25 километрах от Тарноги он натолкнулся на полянку, посреди которой гордо возвышался деревянный идол Волоса-медведя. Скорее всего уникальную находку можно отнести к охотничьим идолам. Столб был увенчан резным изображением медведя высотою 125 см. Московская экспертиза определила возраст древесины 380-400 лет! Таким образом, с учётом возраста самого дерева, обнаруженный идол можно смело датировать концом 17-го века! Находка эта уникальна ещё и тем, что позволяет значительно расширить временные рамки почитания Волоса-медведя на Русьском Севере. И это спустя 700 лет после принятия христианства...

Материал подготовлен по публикациям вологодского краеведа и собирателя М.Сурова.

Источник http://orei.livejournal.com/103404.html
Просмотров: 4540 | Добавил: olegasta | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz